Несколько советов
молодому классному руководителю
СОВЕТ №1.
Изучите списочный состав класса. Если вам дали 5-й класс, подойдите к учителю,
который учил этих ре5бят с самого начала их поступления в школу. Поинтересуйтесь, как
учились дети, есть ли проблемы у некоторых с поведением, кто входил в актив класса, на
кого из родителей можно «опереться» при проведении различных мероприятий,
постарайтесь узнать как можно больше информации, которая помогает спланировать
воспитательную работу в классе. В среднем и старшем звене эту информацию можно
спросить у преподавателей-предметников или заместителя директора по воспитательной
работе.
СОВЕТ №2.
Не забывайте, что воспитание начинается в семье. По словам В.А Сухомлинского, «в
семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На
моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы». Основа
взаимодействия классного руководителя и семьи – заинтересованность обеих сторон в
развитии ребенка, раскрытии в нем лучших качеств, необходимых для самоопределения и
самореализации. Поэтому основные функции классного руководителя во взаимодействии
с семьей следующие:
- ознакомить родителей с содержанием учебно-воспитательного процесса школы,
- систематическое психолого-педагогическое просвещение родителей,
- вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми,
- обеспечение сотрудничества родителей и педагогов для решения актуальных проблем в
обучении и воспитании детей
СОВЕТ №3.
Свою работу начинайте с диагностики семьи. Это необходимо для выявления проблем в
воспитании ребенка, изучения жилищно-бытовых условий, в которых он находится,
выработки единого взгляда педагогов и родителей на воспитание и развитие детей.
Если вы запланировали посещение семьи учащегося, заранее договоритесь с родителями о
своем приходе. Будьте корректны, тактичны, выдержаны в общении, тон должен быть
дружелюбным и спокойным. В разговоре ни в коем случае не поучайте родителей, можете
только советовать или рекомендовать. Отправляясь на встречу, продумайте заранее
вопросы или основные пункты беседы. Хорошо, если во время разговора в квартире
находятся все члены семьи, так вы сможете познакомиться со всеми сразу в зависимости
от того, о чем вы говорите с родителями, ребенок может находиться, либо с вами, либо
под каким-либо предлогом в другой комнате. Не затягивайте свой визит, помните о
правилах хорошего тона. После посещения обязательно зафиксируйте основные выводы,
сделанные вами.
СОВЕТ №4.
Работу с родителями стройте дифференцированно: у одних родителей есть проблемы в
воспитании, а другие могут поделиться опытом семейного воспитания. Поэтому не
навязывайте всем одинаковые формы взаимодействия, ориентируйтесь на их потребности,
особенности семейного воспитания, терпеливо приобщайте к делам класса, школы.
Предоставьте родительскому сообществу информацию о важных для класса и школы дел,
чтобы каждая семья могла определить свою форму и меру участия в них.
СОВЕТ №5.
Никогда не жалуйтесь родителям на их детей, требуя принятия соответствующих мер.