Один из приемов критического мышления, разработанных
американским ученым и психологом Бенджамином Блумом называется "Кубик Блума".
Бенджамин Блум известен как автор
уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им
теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три
блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно
обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То
есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой
опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
Кубик Блума: методика использования
1. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого
написано:
·
Назови.
·
Почему.
·
Объясни.
·
Предложи.
·
Придумай.
·
Поделись
2. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на
которые придется отвечать.
3. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет:
какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани
кубика — с него и должен начинаться вопрос.
Классификация вопросов
Прием развития критического мышления "Кубик
Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного
характера.
·
Назови. Предполагает
воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто
назвать предмет, явление, термин и т.д.
Например,
"Назовите главных героев сказки А.С. Пушкина ". на уроках русского
языка «Назови части речи»
Данный
блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить
самые общие знания по теме..
Пример: Предложите ученикам прочитать текст и
заполнить таблицу "Да-Нет" по тексту.
·
Почему. Это блок вопросов
позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы,
которые происходят с указанным предметом, явлением.
Например:
Почему Петр Первый был прозван Великим? Почему ты относишь Печорина к
"лишним людям"? Почему математику называют "царицей наук"?
Почему вымерли динозавры? И т.д.
·
Объясни. Это вопросы
уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать
внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Дополнительные
фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:
·
Ты действительно
думаешь, что…
·
Ты уверен, что…
Например: Ты уверен, что во всех случаях после буквы
"Ц" пишется буква "И"?
·
Предложи. Ученик должен
предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо
предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить,
как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных
ситуаций.
Например:
Предложи, где и как можно использовать таблицу Д.И. Менделеева? Для чего тебе
может понадобиться знание правил рифмы?
·
Придумай — это вопросы
творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Например:
Придумай, что будет, если на Земле исчезнут все источники пресной воды.
Придумай рифмы к этому слову (на русского языка или литературы). Придумай, как
использовался бы этот закон в наши дни?
·
Поделись — вопросы этого
блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их
анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных
сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Вопросам
этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть,
сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые
вызваны названной темой.
Например,
Поделись, что ты чувствуешь, когда слышишь музыку Моцарта? Или Почему ты выбрал
именно эту тему?
Варианты использования "Кубика Блума" на уроках
.
Возможны два варианта:
·
Вопросы формулирует сам
учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда
необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.
·
Вопросы формулируют сами
учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как
придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания
требуют определенного навыка.
В старших классах кубик Блума можно представить
в виде таблицы. Учащимся предлагают заполнить таблицу вопросами
соответствующего типа. Затем на занятии они обмениваются составленными
таблицами и анализируют ответы одноклассников.
Использование кубика Блума на уроках в начальных
классах.
Например, в начальных классах вместо стандартных
вопросов можно использовать следующие:
·
Опиши. Форму, размер, цвет,
назови по имени, и т.д.
·
Сравни. То есть, сравни
заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.
·
Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление?
·
Сделай анализ.
То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и пр.
·
Примени. Приведи примеры
использования или покажи применение.
·
Оцени. То есть, укажи все
"плюсы" и "минусы".